Сведения об образовательной организации


Волшебная палочка дирижера

 

Урок музыки в 5 классе по теме:  «Волшебная палочка дирижера»

 

Подготовила учитель музыки МБОУ СОШ № 46 им.В.П.Астафьева

п. Подтесово, Красноярского края, Енисейского района Г.А.Лисянская

Цели урока:

  • Образовательная: показать особое значение роли дирижёра при исполнении симфонической музыки; познакомить с историей возникновения симфонического оркестра; показать выразительные возможности различных групп инструментов, входящих в симфонический оркестр; познакомить со знаменитыми дирижерами,  углубить восприятие симфонической музыки.
  • Развивающая: развивать интерес к предмету, учить мыслить, рассуждать, чувствовать музыку, характеризовать музыкальные образы.
  • Воспитательная: воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, умение работать в паре, группе. 

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер с колонками, карточки с заданиями, презентация (Приложение1, Приложение2, Приложение3).

Ход урока

  1. I.Организационный момент. 

У: Здравствуйте уважаемые гости,  доброе утро ребята, улыбнитесь друг другу, посмотрите на доброжелательные лица учителей. Тему урока узнаете через несколько минут.

II. Актуализация знаний. «Мозговой штурм».

У: Повторим некоторые музыкальные понятия, которые пригодятся нам на уроке. Задаю  вопрос команде.

1. Как называют музыканта, играющего на пианино? (Пианист)
2. Как называют музыканта, играющего на трубе? (Трубач)
3. Как называют участников хора? ( Хористы)
4. Оба инструмента называются одним словом «фортепиано». Как называется каждый из них? (Пианино и рояль)
5. Объявление, оповещающее о том, что все билеты на спектакль или концерт распроданы. (Аншлаг)
6. Отрезок звукоряда от ноты «до» до ноты «си».  (Октава)
7. Музыкальное произведение, предваряющее оперу, балет.  (Увертюра)
8. Расстояние между двумя разными по высоте звуками. (Интервал)
9. Ударный инструмент, издающий резкий, звенящий звук. Состоит из одного или двух металлических дисков.  (Тарелки)
10. Кто создал величайший балет «Лебединое озеро»?  (П. И. Чайковский)
11. Амати, Гварнери, Страдивари – кто они?  (Великие итальянские мастера, делавшие в средние века скрипки настолько совершенные, что они до сих пор являются непревзойденными)
12. Какую, известную во многих странах мира, симфоническую сказку для детей сочинил С.С. Прокофьев? ("Петя и Волк")
13. Как переводится с греческого слово «симфония»?  (Созвучие)
14. Как называют музыканта или певца, играющего или поющего в сопровождении оркестра или хора? (Солист)
15. Что такое темп в музыке?  (Скорость звуков)
16. Как называется окраска звука в музыке? (Тембр)
17. Как называется движение в музыке?  (Динамика)
18. Как звучит музыка, написанная в минорном ладу?  (протяжно, уныло)                 
19. Как звучит музыка, написанная в мажорном  ладу?  (весело, торжественно, звонко)
20. Сколько струн у  скрипки? (четыре)
21. Тонкая деревянная трость с натянутой лентой из конского волоса. Служит для извлечения звука на струнных инструментах. (Смычок)
22. В какой руке держат смычок, играя на смычковых музыкальных инструментах (скрипке, альте, виолончели, смычковом контрабасе)? (В правой руке)
23. Многочисленный коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах.  (Оркестр)
24. Как называют музыкантов в оркестре? (Оркестранты)
25. Музыкант, руководитель оркестра.  (Дирижёр).

  

III. Сообщение темы урока. Изучение нового материала.

  1. 1)(Слайд 1).

У: Дети, посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы видите на слайде?

Д: (предполагаемые ответы). Это дирижёр! Он главный в оркестре, руководит оркестром.

У: (Слайд 2)

Сегодня на уроке мы будем говорить о симфоническом оркестре, о дирижёрах  симфонического оркестра, о группах музыкальных инструментов, которые входят в симфонический оркестр.  Тема урока  называется «Волшебная палочка дирижёра.  Почему она волшебная? На этот вопрос  вы ответите сами в конце урока.

 

  1. 2) (Слайд 3)

У: "Дирижирование - один из наиболее сложных видов музыкально - исполнительского искусства; управление музыкальным коллективом  в процессе разучивания и публичного исполнения  музыкального произведения". 

У: Объясните подчёркнутые словосочетания.   (Они помогают определить роль дирижера)

  1. 3)(Слайд 4)

У: История дирижирования своими корнями уходит в глубь веков. Для большого количества музыкантов требовался дирижер. В древности применяли как движения руками, так и мимику. В средние века появилось «шумное» дирижирование с помощью большого посоха (жезла). Им активно махали и стучали по полу. Отсюда и пошел жезл – тамбурмажор.

Появились большие оркестры. Число дирижёров (из числа музыкантов)  могло доходить до пяти. Один руководил хором, другой – струнной группой.  Выделился  «главный» дирижер с той самой небольшой палочкой, которой он махал периодически над оркестром.   Им оказался скрипач, сидящий теперь ближе всех к дирижеру.  А его палочка – просто-напросто… смычок. Из него-то и произошла «волшебная» палочка дирижера. Впервые это случилось около 1812 года.

  1. (Слайд 5)  Виды оркестров

В зависимости от состава оркестры имеют различные, выразительные, тембровые и динамические возможности и носят разные наименования.

У:    Назовите  виды оркестров, которыми руководит дирижёр: симфонический, камерный, эстрадно - симфонический, джазовый, духовой, оркестр народных инструментов.

(Слайд 6-7)  Количество участников больших симфонических оркестров насчитывает более 100 музыкантов.

(Слайд 8) Партитура

 На пульте перед дирижёром лежит – партитура 

- Кто знает,  что такое партитура? (Полная нотная запись всех партий оркестровых инструментов).

Партии инструментов каждой группы записываются одна под другой, начиная с самого высокого звучания инструментов и заканчивая самым  низким.

5) (Слайд 9) Основные группы симфонического оркестра

Современный симфонический оркестр состоит из 4-х основных групп.

I. Струнно-смычковые: скрипки, альты, виолончели, контрабасы.
II. Духовые деревянные: флейты, гобои, кларнеты, фаготы.
III. Медно-духовые: валторны, трубы, тромбоны, тубы.
IV. Ударные:

а)  шумовые:  кастаньеты,  трещотки,  маракасы, бич, тамтам, барабаны  (большой и малый).  Их партии  записываются на одной нотной линейке   “нитке”.
б) с определённой высотой звучания:  литавры,  тарелки,  треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста.

(Слайды 10-13)

Из инструментов, не входящих в основные группы, наиболее существенна роль арфы. Эпизодически композиторы включают в оркестр челесту, фортепиано, саксофон, орган и другие инструменты.

У: Ребята, какова основная роль дирижера?

Д: Без дирижёра симфонический оркестр играть не может, потому что это большой коллектив музыкантов. Некоторые инструменты звучат так громко, что музыканты просто не слышат своих соседей. На помощь приходит дирижёр, который и мимикой,  и жестами задаёт ритм, показывает,  где должны вступить определённые инструменты.

 

6) У: Теперь организуем выступление шумового оркестра.

1 ряд хлопает в ладоши

2 ряд стучит деревянными карандашами

3 ряд поочередно стучит ладонями по парте

У: Все музыканты должны очень внимательно следить за жестами дирижера, если дирижер поднимает руки выше,  значит инструменты должны звучать громче, если опускает ниже – тише. Порепетируем.

Далее в качестве дирижеров выступают учащиеся.

У: Молодцы, ребята, вы были очень внимательны.

 

7)У: Ребята, как вы думаете, трудно быть дирижером? Какими способностями, качествами должен обладать дирижер? Продолжите фразу «Чтобы быть дирижером нужно…»

 

(Слайд 14)

У: Наш современник, главный дирижёр Московского государственного академического симфонического оркестра, Павел Леонидович Коган ответил так: «Ой, их не перечислишь! Но прежде всего это: хороший музыкальный слух, память, коммуникабельность, жизненная активность, великолепная физическая форма, громадная сила воли, широчайший кругозор знаний в самых разных областях. Качеств очень много и лишь все вместе они дают облик профессионального дирижера. Отсутствие какого-либо из них – уже изъян».

(Слайд 15-18)

Ростропович Мстислав Леопольдович - (1927—2007)  русский виолончелист, дирижер,  общественный деятель.

Лондонская газета «Таймс» назвала его величайшим из   музыкантов. Его имя включено в число «Сорока бессмертных» – почетных членов Академии искусств  Франции.  

Ю́рий Хату́евич Темирка́нов ( р. 1938) —   российский дирижёр, общественный деятель.

Творчество Юрия Хатуевича отмечено многочисленными российскими и зарубежными наградами, премиями.

В течение   двадцати лет он бессменный руководитель  Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии.

Владимир Теодорович  Спиваков — всемирно известный скрипач и дирижер, меценат, видный общественный деятель. С апреля 2003 года Владимир Спиваков является Президентом Московского международного Дома музыки.  Провозглашен Артистом мира ЮНЕСКО  за выдающийся вклад в мировое искусство.

Кадин Марк Львович (р.1965). С 2004 г. является художественным руководителем и главным дирижером Красноярского академического симфонического оркестра.

У: Дирижеры -   высокообразованные люди с широким кругозором,  с лёгкостью могут поддержать разговор на любую тему: путешествия, политика, живопись, спорт, фильмы,  люди неравнодушные к окружающему миру, всеми силами, старающиеся сделать его лучше.

  1. 7)«Музыкальная викторина». Пользуясь текстом, который лежит перед вами, попробуйте узнать солирующие группы инструментов, заполните таблицу.  (Работа в группе)

№ п/п

Название групп симфонического оркестра

Музыкальные инструменты

1.

2.

3.

4.

 

Иоганн Себастьян Бах. БРАНДЕНБУРГСКИЙ КОНЦЕРТ № 3, первая часть (звучит фрагмент Бранденбургского концерта № 3 И. С. Баха).

- Ребята, какие инструменты вы услышали? (Играли скрипки).

У:  Верно. Огромные современные струнные коллективы начинались с небольших оркестров, состоявших из десяти, двенадцати, четырнадцати инструментов. Состав оркестра зависел от финансовых возможностей королевства, где они создавались. Но Баху это не мешало создавать прекрасную музыку!

Скрипка - самый важный инструмент оркестра.  Это самый совершенный инструмент из всех струнных У неё чудесное звучание и невероятный диапазон. Не следует забывать, что во времена Баха и до него были сделаны лучшие инструменты в истории. В маленьком итальянском городке Кремона делали прекрасные и неповторимые скрипки. Запомним имена Страдивари, Амати, Гварнери. Маленький городок славился своими мастерами. За последние триста лет никто не смог сделать скрипки лучше, чем мастера Кремоны. Богатство звучания скрипки Страдивари современным мастерам сотворить не удалось. В Бранденбургском концерте № 3 Бах писал партию для каждого инструмента как соло. Для исполнения и прослушивания эта музыка была выбрана потому, что произведение было написано именно для девяти струнных: 3 скрипки, 3 альта, 3 виолончели и клавишные. Со временем было забыто о том, что концерт играли 9 музыкантов. Сто, двести лет спустя его стали играть большие симфонические оркестры, где 50 - 60 струнных. Но сегодня важно сыграть эту музыку так, как написал Бах - для девяти солирующих инструментов".

УВЕРТЮРА К ОПЕРЕ "СВАДЬБА ФИГАРО" (звучит фрагмент увертюры В.А.Моцарта). ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ

Учитель. Дети, какие инструменты в данном фрагменте солировали?

Дети. Главную мелодию исполняли скрипки, но хорошо была слышна партия деревянных духовых.

Учитель. "В увертюре "Свадьба Фигаро" мы слышим деревянные духовые, которые то по-хорошему соперничают со струнными, то сливаются с ними (слайд 12). Но так бывало не всегда, раньше было по-другому. Первые деревянные духовые играли ужасно, инструменты плохо держали строй. Деревянные духовые "выручали" композиторов, заполняли паузы, играли гармонию, фон и никогда не вели мелодию. Со временем их качество улучшилось, они стали технически более совершенны. И Моцарт, и Гайдн начали писать мелодии для деревянных духовых.

Р.ВАГНЕР "ПОЛЁТ ВАЛЬКИРИЙ" (звучит фрагмент музыки Вагнера).

Композиторов влекла благородная революционная идея, мечтательно - утопическая, лирическая.

"Происходят серьезные изменения в музыке: у Вагнера медные духовые звучат намного ярче, чем в ранних оркестрах.  Музыка становится более романтической и эпической. Её начали исполнять в больших залах. Придворные симфонии всегда играли во дворцах, теперь музыку стали исполнять в концертных залах, для которых нужен был большой симфонический оркестр. Медные духовые стали более совершенными, они стали солировать".

И.СТРАВИНСКИЙ. БАЛЕТ "ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ", ФИНАЛ (звучит фрагмент финала балета И.Стравинского).

В музыке И. Стравинского к балету "Весна священная" солируют и ударные инструменты, и медные духовые.

  1. 7)ЗАДАНИЕ 

Разгадай кроссворд  «Семь музыкальных инструментов»: (труба,

 

1

 

 

 

А

 

 

 

 

 

2

 

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

А

 

А

 

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

А

6А

 

 

А

 

 

 

 

 

Впиши в горизонтальные ряды клеток названия шести музыкальных инструментов:

1. Медный духовой инструмент.

2. Струнно-клавишный инструмент, разновидность фортепиано.

3. Клавишный духовой инструмент, разновидность гармоники.

4. Ударный инструмент с неопределённой высотой звука.

5. Струнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию.

6. Старинный щипковый инструмент, входящий в состав симфонического оркестра.

     Если горизонтальные строки будут заполнены правильно, то по вертикали ты сможешь прочитать название седьмого музыкального инструмента.

 

  1. Сравнить: скрипка - балалайка, установив

а) общие признаки ___________________________(музыкальные инструменты, струнные) 

б) различие________________________________________________________________

 (балалайка - струнный щипковый, скрипка - струнный смычковый; у каждого инструмента - свой тембр; внешние признаки - форма, расположение по отношению к корпусу исполнителя во время игры)

тембр; внешние признаки - форма, расположение по отношению к корпусу исполнителя во время игры)

ЗАДАНИЕ

Укажи стрелками, к какой группе относятся инструменты:

Труба                                      

Ксилофон                               Струнные смычковые

Скрипка                                  Деревянные духовые

Гобой                                      Медные духовые

Тромбон                                  Ударные

Флейта                                    

  1. 7)Исполнение песни «О хорошем настроении» с дирижированием

 

IV. Итог урока, оценивание.

У: Какая группа является фундаментом оркестра?

1) деревянно-духовые

2) ударные

3) струнно-смычковые

4) медно-духовые

К какой группе инструментов относятся литавры?

1) деревянно-духовые

2) ударные

3) струнно-смычковые

4) медно-духовые

 

Звук, какого инструмента напоминает бас или баритон?

1) флейта   

2) гобой

3) кларнет

4) фагот

 

Важна ли профессия дирижёра? В чём она заключается?

- Почему палочку дирижера называют волшебной?

- Какими качествами должен обладать дирижёр?

-  Оцените свою работу на  уроке  по критериям  («очень»  трудно – 5 баллов,  «совсем не»  трудно – 0) баллов:  трудность, активность, самостоятельность

V. Домашнее задание: исполнять с дирижированием песню «Хорошее настроение»


Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Наш хостинг-провайдер